Экспертные статьи

Воспользуйтесь информацией, представленной на данном сайте, при необходимости свяжитесь с нами, и мы сделаем все, чтобы Вам помочь.

Переговоры в бизнесе. Принципы оформления. Ответственность контрагентов.

Как известно, любое взаимодействие в бизнесе начинается с переговоров. До недавнего времени эта немаловажная составляющая организации бизнеса не регламентировалась законодательством. Однако с июня 2015 года в гражданском кодексе появился инструмент, который позволяет реально защитить интересы компании и устанавливает ответственность за недобросовестное ведение переговоров. Итак, за какие действия при ведении переговоров контрагента можно привлечь к ответственности?

Во-первых, недобросовестными действиями при проведении переговоров станет предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны. Например, в ходе переговоров с целью заключения договора поставки сторона обещает освоить определенный объем сырья на оговоренных условиях. Однако при заключении договора выясняется, что заявленных производственных мощностей у контрагента нет.

В другом случае злоупотреблением является ведение переговоров лишь для вида, при заведомом отсутствии намерения заключить договор. Например, когда целью переговоров является получение от лица коммерческой информации, будь то условия контракта, банковские реквизиты или иных сведений. Также в качестве примера можно привести ведение переговоров с целью помешать заключить договор с третьим лицом. В указанных случаях закон обязывает недобросовестную сторону возместить расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также с утратой возможности заключить договор с третьим лицом. Если вред в результате переговоров причинен работником, то он взыскивается с предприятия-работодателя. Взыскать также можно расходы на подготовку к заключению договора. Бремя доказывания того, что, вступая в переговоры, ответчик действовал недобросовестно с целью причинения вреда — лежит на истце. С нововведением также связана возможность защиты конфиденциальной информации, переданной в ходе переговоров. Так, если сторона получает сведения, которые передаются ей другой стороной в качестве конфиденциальных, она обязана не раскрывать эту информацию, и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности она также должна возместить другой стороне убытки. В этой связи правильным будет при передаче информации в ходе переговоров фиксировать факт передачи конфиденциальных сведений. Обязанность доказать неправомерное использование информации возлагается на истца.

Помимо этого, для регламентации переговоров закон позволяет сторонам заключить соглашение о порядке ведения переговоров, и, что важно, установить неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений. Следовательно, вступая в переговоры и заключив такое соглашение, они могут обезопасить себя от недобросовестных действий контрагента. Ранее такой вид соглашения в законе отсутствовал.

Вместе с тем нужно отметить, что доказать недобросовестность – довольно сложная задача. Поэтому привлечение адвоката на данной стадии поможет защитить интересы организации и, в случае необходимости, взыскать убытки.