Экспертные статьи

Воспользуйтесь информацией, представленной на данном сайте, при необходимости свяжитесь с нами, и мы сделаем все, чтобы Вам помочь.

Потребительский терроризм

В последнее время достаточно распространенной проблемой для бизнеса является злоупотребление потребителями правами при приобретении товаров и услуг. При этом такое злоупотребление выражается в необоснованных действиях и требованиях потребителя, формально основанных на нормах закона, в целях получения личной выгоды за счет продавца. Исходя из своей практики могу предложить несколько советов, которые помогут предпринимателям защитить свои права в спорных ситуациях.

Во-первых, если обязательство должно быть исполнено к определенному сроку, продавец всегда должен знать реальный адрес и телефон своего клиента. Как известно, закон о защите прав потребителей предусматривает серьезные санкции за просрочку исполнения принятого продавцом обязательства. Нередки случаи, когда недобросовестные потребители сами создают такие условия и умышленно уклоняются от добровольного исполнения их требований. А после этого, по истечении определенного времени, предъявляют претензию с требованием от продавца значительной скидки и угрозой предъявления иска в суд. В таком случае для продавца правильным будет при наступлении срока исполнения обязательства своевременно уведомить потребителя о возможности получения товара или услуги посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении.

Во-вторых, в случае возврата товара необходимо письменно фиксировать его состояние на момент обращения гражданина. Закон не регулирует в должной мере, например, продажу товаров, бывших в употреблении. Часто злоупотребления связаны с правом потребителя на возвращение товара, который не подошел по форме, размеру или комплектации, в течение 14 дней после его покупки. В моей практике, например, были случаи, когда покупатель приобретал новую автомобильную деталь, устанавливал ее на автомобиль, вкладывал в упаковку снятую запчасть и требовал от продавца вернуть денежные средства, утверждая, что деталь не подошла. В подобных случаях нужно помнить, что возврат денег или обмен возможен только если товар не был в употреблении и сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также имеется подтверждающий оплату указанного товара документ.

В-третьих, в работе следует отказаться от стандартных форм договоров. Законом потребитель защищен лучше. Поэтому минимизировать риски, связанные с взаимодействием предприятия с потребителями поможет договор, составленный с учетом конкретных особенностей деятельности фирмы.

В целом, наиболее частой причиной несения организациями убытков, на мой взгляд, является отсутствие должного внимания к регулированию правовой сферы взаимодействия предприятия с потребителями. Зачастую сотрудники предприятий, работающие непосредственно с покупателями, должным образом не проинформированы о действиях, которые необходимо совершить для защиты прав продавца. И в стрессовых случаях только способствуют созданию предпосылок для необоснованного взыскания потребителем в свою пользу денежных средств. И, к сожалению, бизнес платит за такие ошибки достаточно высокую цену. Во всяком случае, привлечение адвоката к правовому регулированию указанной сферы деятельности может помочь предпринимателям защитить свои права в спорных ситуациях.